238

Исследование качества «СОЛЬ ПИЩЕВАЯ»!!!

[sociallocker id=»3506″]

Соль пищевая

Пищевая соль является самой популярной в мире приправой, которая используется в приготовлении подавляющего большинства блюд, продуктов и товаров. Известно, что человечество стало впервые добывать эту приправу из золы растений, и это было так давно, что с тех пор понятие «соль» щедро рассыпалось по фольклору – традициями, пословицам, поговоркам и суевериям. Причем много суеверий и предрассудков по поводу соли имеется и сегодня: одни считают ее белой смертью, другие – лекарством от всех болезней. При этом в том или ином виде соль практически каждый человек поглощает ежедневно, а потому от ее качества зависит здоровье человека. Более того, во взрослом человеческом теле присутствует около 200 граммов соли. Отклонение от водно-солевого баланса в любую из сторон отрицательно сказывается на нашем самочувствии. Российская система качества, организовав первое всероссийское исследование качества соли, получила результаты, которые никак нельзя назвать «пресными».

В рамках веерного исследования Роскачества были изучены параметры качества и безопасности 44 товаров следующих торговых марок пищевой соли:

4Life (Фо Лайф), Atlantika, BILLA, Crista, Dead Sea Works Ltd., Gemma di mare, HoReCa SELECT, Kotanyi, La Baleine, Marbelle, ORGANIC, Mareman, Santa Maria, SEA SALT, SETRA, Vatel, Азбука кухни, Беларуськалий, Белёк, Валетек, Ваш выбор, Волшебное дерево, Живая Еда, Зимушка-краса, Золотой зубр, ИНИН, КУЛИНА, ЛЕНТА, Морская плюс (Sea plus), МС, О’КЕЙ, Полесье, Соль Астраханского края, Илецкая, Sea salt, САЛИНА (Salina), СЛАВЯНА, Тыретский солерудник, Торговый Дом СОЛЬ (ТДС). В исследовании приняли участие практически все представленные на полках наших магазинов торговые марки соли. 22 образца были произведены в иностранных государствах – в странах СНГ и Европы. Стоимость представленной в веерном исследовании продукции по состоянию на февраль 2016 года составила от 12 до 260 рублей за упаковку.

Две стороны одной упаковки
На сегодняшний день в России пищевая соль в промышленных масштабах добывается только в четырех регионах – Республике Крым, Астраханской, Иркутской и, Оренбургской областях. В то же время отечественные производители продукции, представленной в исследовании, часто указывают на упаковках достаточно экзотическое происхождение соли. Теоретически соль, «изготовленная», судя по этикеткам,  в Москве, Санкт-Петербурге или, например, в Ростове, может действительно быть там найдена: сотни миллионов лет назад вся Земля была покрыта морем и с тех пор в почве остались следы солей. Но, добычи соли в этих регионах не ведется и скорее всего, «изготовители» соли из европейской части России занимаются перефасовкой сырья, полученного с крупных российских или зарубежных месторождений. Информация о реальном происхождении такой соли крайне интересна потребителям, ведь состав соли во-многом зависит от места и способа ее добычи. Однако происхождением своего сырья с потребителями делятся далеко не все фасовщики. Так, например, только производители товаров Торговый Дом СОЛЬ(Московская область) и Atlantika (Ростовская область) сообщили о том, что в их упаковках содержится соль, соответственно, белорусского и кипрского происхождения. С другой стороны, многие игроки на рынке соли увлечены агрессивным маркетингом. Яркий тому пример: на упаковках пяти товаров, представленных в исследовании, была нанесена маркировка «Без ГМО». Стоит напомнить, что соль более чем на 99% состоит из кристаллов хлорида натрия. Разумеется, что кристаллы никаким образом «генномодифицировать» невозможно, так как у них нет генов. Тем не менее, такая маркировка может положительно сказаться на росте продаж. Роскачество рекомендует внимательно читать текст на упаковке соли. У потребителей могут возникать сомнения в тех случаях, когда производитель не указывает географическое место происхождения соли или пытается «приписать» товару заведомо абсурдные свойства.

Мир бездонный
Отдельного внимания заслуживает маркировка «морская», которая часто встречается на упаковках соли. В данном веерном исследовании так позиционировалась почти половина участников веерного исследования. Стоит понимать, что фактически «морской» может быть соль, добытая только садочным или самосадочным способом, и это всегда указывается на упаковке. В остальных случаях слово «морская» является фантазийным названием, которое, в частности, использовалось в четверти образцов веерного исследования. Такой маркетинговый прием приводит к тому, что люди покупают «морскую» соль, произведенную в Москве или, например, в Белоруссии, которая вообще не имеет выхода к морю.

Справка: Йод – это единственный микроэлемент, который непосредственно участвует в синтезе гормонов человека, в частности – тироксина, гормона щитовидной железы. При недостатке йода в организме щитовидная железа вырабатывает недостаточное количество тироксина, что приводит к так называемому йододефициту. Недостаток йода в организме негативно влияет на работу нервной системы, иммунитет и может привести к нарушениям работы щитовидной железы. Один из самых «популярных» и удобных способов доставки йода в организм – употребление в пищу йодированной соли. В ряде стран мира к продаже допускается исключительно йодированная соль, и ее регулярное употребление населением становится одним из приоритетов в системах национального здравоохранения. В среднем в сутки человеку достаточно получать 150 мкг йода. В том случае, если регулярно употреблять в пищу йодированную соль, эта суточная норма будет выполнена.
Элемент здоровья
Йод в качестве химического элемента так или иначе присутствует в любой соли. Специальным термином «йодированная соль» производитель подчеркивает повышенное содержание этого химического элемента в конечном продукте, которое достигается за счет йодирования: добавления в продукт йод-содержащих солей. Важно отметить, что используемые на упаковках термины «морская», «фито»- и соль «с витаминами» как показало исследование Роскачества не гарантируют повышенного содержания йода в продукте. В целом же йодирование соли производится с помощью так называемых йодатов или йодидов, о наличии таких веществ производитель сообщает на упаковке изделия. Йодат калия при производстве дороже, чем йодид, однако имеет ряд преимуществ. Самое важное, что йодат – более стабилен, менее летуч и позволяет сохранить содержание йода в йодированной соли до 9–12 месяцев против трех месяцев, которые обеспечивает йодид.

В исследовании Роскачества 17 образцов соли имели маркировку «йодированная» и к ним было приковано повышенное внимание экспертов. Дело в том, что по параметру массовой доли йода стандарт Роскачества имеет существенное ужесточение по сравнению с действующим ГОСТом. Он допускает минимальные отклонения от нормы, которая составляет 40 мкг йода на килограмм продукта. В итоге до повышенных требований стандарта Роскачества не смогли дотянуться торговые марки: Белёк (10,1 мкг/кг ), САЛИНА (Salina) (8,31 мкг/кг ), Торговый Дом СОЛЬ (ТДС) (16,8 мкг/кг ), SETRA (12,8 мкг/кг ), Gemma di mare (16,4 мкг/кг ), Crista (0,472 мкг/кг ), Валетек (10,1 мкг/кг ). Интересно, что в образце йодированной соли Crista реальное количество йода составило всего лишь 0,4 мкг/кг при требовании ГОСТа в 40 мкг/кг. Как ни удивительно, формально обнаруженные факты не говорят о нарушениях или несоответствиях товаров каким-либо стандартам. Указанные производители на упаковках своих товаров не заявляли об их соответствии ГОСТам, а делают продукцию по собственным техническим условиям, которые позволяют называть йодированной соль с содержанием йода существенно меньше, чем установлено ГОСТом. Таким образом, на полках магазинов мы можем встретить йодированную соль с совершенно разным уровнем содержания йода, что еще раз говорит о необходимости изучать упаковку продукта или информацию на портале Роскачества перед покупкой.

Справка: Согласно действующему ГОСТу, соль делится на четыре сорта: экстра, высший, первый сорт, второй сорт. Сорт в данном случае определяет уровень содержания хлорида натрия и степень измельчения соли. Чем выше сорт, тем больше в соли чистого хлорида натрия и меньше других минералов, в том числе и полезных. 11 образцов, представленных в исследовании, имели маркировку соли «экстра», 17 – «высший сорт», 5 – «первый сорт», 1 – «второй сорт». На прочей соли сорт указан не был. Во всех этих случаях производители не указывали соответствие ГОСТу, потому, вероятно, не считали себя обязанными маркировать свои изделия согласно градации, заложенной в ГОСТ.

Осадок остался 

Немаловажным параметром, по которому требованиям стандарта Роскачества были строже требований ГОСТа, стала характеристика массовой доли нерастворимого осадка. По сути, таким осадком являются все те вещества, которые не входят в 98-99% хлорида натрия или соли, которая, как известно легко растворяется в воде.  Большая доля нерастворимого осадка может говорить о невысоком качестве продукта, более того такие, тяжелые примеси могут быть небезопасными для человека. Почти у всех представленных образцов содержание нерастворимого осадка, после лабораторных испытаний,  составило десятые или даже сотые доли процента.  Только три образца по указанному параметру не смогли соответствовать повышенным требованиям Российской системы качества:  Азбука кухни, Белёк, 4Life (Фо Лайф). Эти товары лишились потенциальной возможности на присуждение российского Знака качества.

Кристальная честность
Еще одной определяющей характеристикой соли, которая устанавливает различные категории этого продукта, является помол. Помол устанавливает требования к размерам кристаллов соли и их соотношению в конечном составе продукта. Так, например, у соли сорта экстра помол может быть только один: 75% кристаллов соли должны иметь размер не более 0,8 мм, а остальные 25% – не более 1,2 мм. К параметру помола соли, который определяет гранулометрический состав продукта, Роскачество также предъявляет повышенные требования. Дело в том, что при некачественном помоле в продукте будет присутствовать большое количество так называемой «пыли». Соль в такой форме очень сложно использовать при приготовлении блюд. В результате лабораторных испытаний повышенным требованиям стандарта Роскачества по данному параметру смогло соответствовать подавляющее большинство участников исследования. Не дотянулись до повышенного стандарта Роскачества – товары под торговыми марками Беларуськалий иMarbelle. Впрочем, соль указанных производителей является достаточно качественным и безопасным продуктом. А вот в товарах КУЛИНА и САЛИНА, промаркированных как «соответствующие ГОСТу», было выявлено несоответствие этому стандарту по параметрам реально измеренного гранулометрического состава. Этот факт может расцениваться как нарушение прав потребителей на достоверную маркировку товара.

Справка: Каждый из представленных образцов был в том числе изучен с точки зрения органолептики, то есть в лабораторных условиях был исследован вкус, цвет, запах и внешний вид товара. Продукт, соответствующий всем высоким требованиям качества, не должен иметь постороннего запаха, в нем не допускается наличие посторонних механических примесей, вкус, разумеется, исключительно соленый, без каких-либо привкусов. Соль сорта экстра и высшего сорта должна иметь исключительно белый цвет, для первого и второго сортов допускается серый цвет. В результате лабораторных испытаний с точки зрения органолептики все представленные образцы были признаны соответствующими и действующему техническому регламенту, и стандарту Российской системы качества.

sol1

sol2

sol3

Источник: http://rskrf.ru/researches/sol-pishchevaya/

[/sociallocker]

ПОДЕЛИТЬСЯ